воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Гёта-канал или Йёта-канал (швед. Göta kanal) — судоходный канал в Швеции, соединяющий Балтийское море севернее 58-й параллели и пролив Каттегат. На западе выходит к городу Гётеборг, на востоке к городу Сёдерчёпинг. Общая протяжённость около 400 километров. Гёта-канал в узком смысле состоит из 190-километрового участка между замком Мем на берегу Балтийского моря и озером Венерн, проходящего также через несколько других озёр, таких как Роксен, Бурен и Веттерн. Однако в систему Гёта-канала также входят Тролльхетте-канал, построенный в обход водопадов на реке Гёта-Эльв, и нижний участок самой реки до Гётеборга. В общей сложности канал имеет 58 шлюзов.
Впервые идея строительства судоходного канала между Балтийским морем и проливом Каттегат была предложена в 1525 году епископом Хансом Браском для того, чтобы избежать больших таможенных сборов, взимаемых Ганзейским союзом. Проект канала был разработан известным шотландским инженером и архитектором Томасом Телфордом. Инициатором проекта был контр-адмирал, член правительства Швеции граф Бальтазар фон Платтен, ставший председателем правления Гёта-канала. Он организовал проект и получил необходимую финансовую и политическую поддержку. Его планы привлекли поддержку правительства и нового короля Карла XIII, который видел канал как способ модернизации Швеции.
Строительство канала началось в мае 1810 года и продолжалось 22 года. 26 сентября 1832 года канал был торжественно открыт. В строительстве канала принимало участие 58 000 солдат из 16 полков, часть работы выполнялась русскими дезертирами, работавшими по найму. Общие трудозатраты составили 7 000 000 человек-дней при длительности рабочего дня 12 часов. В XIX веке канал был важнейшей транспортной артерией Швеции. С развитием железнодорожного и автомобильного транспорта между Гётеборгом и Стокгольмом он начал утрачивать стратегическое значение. В настоящее время это один из главных туристических маршрутов Швеции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий